Цифровая трансформация Росреестра. Вчера. Сегодня. Завтра
Более 700 000 заявлений о государственной регистрации прав и государственном кадастровом учете за этот год поступило в самарский Росреестр, это почти на 15% больше, чем в 2022 году. Более половины заявлений представлены в электронной форме, и количество таких документов постоянно растет.
2023 год является для Росрееестра юбилейным. Пятнадцать лет назад на основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 была создана Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. До этого момента система кадастрового учета и регистрации прав представляла собой два, отдельно существующих органа, проводивших учетно-регистрационные действия, исключительно каждый в своей сфере. Прием документов от заявителей на тот момент осуществлялся каждым органом по своему направлению только в бумажном виде.
В дальнейшем принятие Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" положило начало организации и открытия многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), основной задачей которых стала реализация принципа «Одного окна», то есть создания единого места приема и выдачи документов, в том числе по оказанию услуг в учетно-регистрационной сфере.
В то же время с момента образования Росреестра электронные услуги стали одним из основных направлений его развития. Первые заявления в электронном виде в адрес Управления Росреестра по Самарской области начали поступать еще в 2013 году, но основным импульсом развития данного направления послужило вступление в силу 1 января 2017 года Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Принятие указанного федерального закона впервые в новейшей истории России позволило осуществлять учетно-регистрационные действия в отношении объектов недвижимости - по единой процедуре, а совершенствование информационных технологий значительно ускорило динамику развития электронных услуг Росреестра, что помогло реализовать экстерриториальный принцип оказания государственных услуг в учетно-регистрационной сфере, сократить сроки и создать максимально комфортное взаимодействие с заявителями.
Также значительным толчком развития электронных услуг Росреестра послужило принятие Правительством РФ Распоряжения от 31.01.2017 года N 147-р «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации», которым были поставлены цели и задачи, в том числе по переходу на электронный документооборот в учетно-регистрационной сфере. В результате принятия данного распоряжения, для органов государственной власти и органов местного самоуправления был установлен показатель подачи заявлений в орган регистрации прав в электронном виде, который на 01.01.2025 года должен составить 100 %. Благодаря совместной работе Управления Росреестра по Самарской области, органов государственной власти и органов местного самоуправления, данный показатель был полностью досрочно достигнут на территории Самарской области в 2020 году.
С каждым годом динамика развития электронных услуг в учетно-регистрационной сфере значительно увеличивалась. Простота и доступность электронных услуг окончательно свела к нулю предоставление документов посредством почтового отправления, требующего засвидетельствование подписи заявителя в нотариальном порядке.
01.02.2019 года вступили в силу законодательные акты в нотариальной сфере, которые обязали нотариусов после оказания своих услуг заявителям самостоятельно предоставлять документы в орган регистрации прав в электронном виде. С этого момента на территории Самарской области заявления от нотариального сообщества поступают исключительно в электронном виде и срок их отработки не превышает 24 часа. В 2022 году норма подачи документов посредством почтового отправления утратила свою законную силу.
«Успешное развитие в данном направлении на территории Самарской области также показали такие социально-значимые сферы, как банковский сектор и застройщики Самарской области. На сегодняшний день процент подачи заявлений в Росреестр посредством электронных сервисов как при участии в долевом строительстве, так и при ипотечных сделках, составляет более 85 % от общего количества представленных заявлений по каждому из этих направлений.
С каждым годом количество пользователей электронных услуг и поступающих заявлений в Управление Росреестра по Самарской области значительно растет. Так, если в 2013 году количество таких заявлений исчислялось единицами, то уже за 10 месяцев 2023 года количество поступивших в электронном виде заявлений достигло порядка полумиллиона», - комментирует заместитель руководителя Управления Росреестра по Самарской области Татьяна Титова.
Росреестром прилагаются огромные усилия по развитию данного направления. Основной площадкой предоставления заявлений в электронном виде является официальный сайт Росреестра. С каждым годом пользователи электронных услуг наблюдают колоссальное развитие данного сервиса. На сегодняшний день официальный сайт Росреестра предоставляет полный спектр услуг в электронном виде.
Таким образом на сегодняшний день электронные услуги являются одним из основных векторов развития, направленного исключительно на повышение качества жизни граждан, упрощение процедур ведения бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.
Материал подготовлен
Управлением Росреестра по Самарской области